Погода
21.11.2024: Ясно, ветер 7,8 м/с
|
Поиск
Например: Анемия у детей |
Авторизация |
Приучение к горшку
09.08.2012
Дети » Развитие
Закладки
Как и когда приучать малыша к горшку – этот вопрос волнует всех мам. По многим причинам как раз умение ребенка обращаться с горшком считается одним из основных критериев его развития. Бабушки, а зачастую и педиатры уже после года начинают «теребить» мам используют ли они горшок для высаживания ребенка. Это обусловлено тем, что 50-70 лет назад ребенка отдавали в ясли-сад в годовалом возрасте, и если малыш не умел писать в горшок, то он зачастую мог подолгу оставаться в мокрых штанишках, поэтому наших мам и пап приучали к горшку рано (около года) и достаточно авторитарно.
С точки зрения физиологов, центр, ответственный за контроль над кишечником и мочевым пузырем, созревает около полутора – двух лет. Каждый малыш имеет свой возраст, когда этот центр начнет функционировать. Если вы начнете приучать его писать над чем-то с 6-8 месяцев, то, несомненно, добьетесь некоторых успехов, но кризис 1-го года, скорее всего, сведет все на нет. Напротив, если вы начнете приучать кроху к туалету в полтора –два года, когда у детей наблюдается огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, он воспримет эту новую деятельность с интересом, как часть взросления, то, что он может делать сам (!).
В этот период, перед ребенком стоит сложная задача, которая требует определенной нервно-мышечной зрелости, - он должен заранее понять, что хочет в туалет, а затем добежать до горшка и успеть снять штанишки. Это не просто. На этом пути можно выделить несколько основных шагов:
• ребенок в определенный момент должен начать жизнь без подгузников, даже на время прогулки, чтобы понять, что мочиться в штанишки неприятно;
• маме важно прокомментировать факт, но без негатива: «Смотри-ка, ты обмочил штанишки». Можно сделать паузу и подождать, когда малыш попросит (или жестами обозначит) переодеть штанишки. Конечно, не доводить до абсурда и не дотягивать до того момента, когда белье станет холодным (особенно у девочек).
• вместе с малышом устраните «последствия»: снимите штанишки, дайте ему их выполоскать и развешать на батарею, или вытереть пол тряпочкой;
• малыш уже понимает, что это сделал он, что это результат его действий и в следующий раз самое время предложить ему горшок, и обязательно похвалить, если ему удалось. Даже если малыш опорожнился мимо горшка, а затем сел на него и туда тоже попало хоть несколько капелек, обязательно похвалите его! Он старался, пошел вам на встречу и попытался управлять этим процессом.
Однако, психологи рассматривают этот процесс не просто как формирование определенного навыка, облегчающего жизнь мамы и малыша, но, как определенный этап социального развития ребенка, в ходе которого формируется ряд личностных черт. Пользование горшком один из элементов социализации ребенка, но очень важный. Ребенок должен научиться останавливать свое желание, а в результате учиться владеть собой. Принципиально важно, чтобы это происходило по внутреннему побуждению, а не под давлением окружающих.
С точки зрения ряда психологов, для будущего личностного развития крохи имеет значение и тот способ, которым ребенка приучают к туалету. Более того, будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало именно в этот период.
Ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе приучения к горшку, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: он может проявляться как форма заботы, а может как деструктивная, насильственная форма приучения. В результате насильственного удержания ребенка на горшке, нетерпеливого, раздраженного отношения или постоянной чрезмерной опеки ребенка, у него появляется преобладающее чувство стыда, либо неспособность к самоконтролю. В результате во взрослом возрасте формируются такие черты, как неуверенность в себе, слабоволие, приниженность.
Действия взрослых.
Какое же поведение родителей будет наиболее позитивным и помогающим? Основной принцип – хвалить за успехи. Не ругать за нежелаемое, а поощрять желаемое. Подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку, уверенность в себе и даже может способствовать развитию творческих способностей.
Ночной сон.
С ночным сном и мочеиспусканием ситуация несколько иная, как правило, примерно до трех лет мочевой пузырь ребенка не способен удерживать ночной объем мочи, т.е. его нужно высаживать ночью, либо использовать подгузники и пеленки. Высаживать малыша можно, если после этого он легко засыпает. Ни в коем случае нельзя ругать, если малыш писает ночью, он делает это непроизвольно. До четырех лет ночное мочеиспускание возможно, если же малыш продолжает писаться ночью после четырех с половиной лет, необходима консультация невропатолога.
С точки зрения физиологов, центр, ответственный за контроль над кишечником и мочевым пузырем, созревает около полутора – двух лет. Каждый малыш имеет свой возраст, когда этот центр начнет функционировать. Если вы начнете приучать его писать над чем-то с 6-8 месяцев, то, несомненно, добьетесь некоторых успехов, но кризис 1-го года, скорее всего, сведет все на нет. Напротив, если вы начнете приучать кроху к туалету в полтора –два года, когда у детей наблюдается огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, он воспримет эту новую деятельность с интересом, как часть взросления, то, что он может делать сам (!).
В этот период, перед ребенком стоит сложная задача, которая требует определенной нервно-мышечной зрелости, - он должен заранее понять, что хочет в туалет, а затем добежать до горшка и успеть снять штанишки. Это не просто. На этом пути можно выделить несколько основных шагов:
• ребенок в определенный момент должен начать жизнь без подгузников, даже на время прогулки, чтобы понять, что мочиться в штанишки неприятно;
• маме важно прокомментировать факт, но без негатива: «Смотри-ка, ты обмочил штанишки». Можно сделать паузу и подождать, когда малыш попросит (или жестами обозначит) переодеть штанишки. Конечно, не доводить до абсурда и не дотягивать до того момента, когда белье станет холодным (особенно у девочек).
• вместе с малышом устраните «последствия»: снимите штанишки, дайте ему их выполоскать и развешать на батарею, или вытереть пол тряпочкой;
• малыш уже понимает, что это сделал он, что это результат его действий и в следующий раз самое время предложить ему горшок, и обязательно похвалить, если ему удалось. Даже если малыш опорожнился мимо горшка, а затем сел на него и туда тоже попало хоть несколько капелек, обязательно похвалите его! Он старался, пошел вам на встречу и попытался управлять этим процессом.
Однако, психологи рассматривают этот процесс не просто как формирование определенного навыка, облегчающего жизнь мамы и малыша, но, как определенный этап социального развития ребенка, в ходе которого формируется ряд личностных черт. Пользование горшком один из элементов социализации ребенка, но очень важный. Ребенок должен научиться останавливать свое желание, а в результате учиться владеть собой. Принципиально важно, чтобы это происходило по внутреннему побуждению, а не под давлением окружающих.
С точки зрения ряда психологов, для будущего личностного развития крохи имеет значение и тот способ, которым ребенка приучают к туалету. Более того, будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало именно в этот период.
Ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе приучения к горшку, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: он может проявляться как форма заботы, а может как деструктивная, насильственная форма приучения. В результате насильственного удержания ребенка на горшке, нетерпеливого, раздраженного отношения или постоянной чрезмерной опеки ребенка, у него появляется преобладающее чувство стыда, либо неспособность к самоконтролю. В результате во взрослом возрасте формируются такие черты, как неуверенность в себе, слабоволие, приниженность.
Действия взрослых.
Какое же поведение родителей будет наиболее позитивным и помогающим? Основной принцип – хвалить за успехи. Не ругать за нежелаемое, а поощрять желаемое. Подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку, уверенность в себе и даже может способствовать развитию творческих способностей.
Ночной сон.
С ночным сном и мочеиспусканием ситуация несколько иная, как правило, примерно до трех лет мочевой пузырь ребенка не способен удерживать ночной объем мочи, т.е. его нужно высаживать ночью, либо использовать подгузники и пеленки. Высаживать малыша можно, если после этого он легко засыпает. Ни в коем случае нельзя ругать, если малыш писает ночью, он делает это непроизвольно. До четырех лет ночное мочеиспускание возможно, если же малыш продолжает писаться ночью после четырех с половиной лет, необходима консультация невропатолога.
Обсуждение