Погода
+1 °C
Подробнее
26.12.2024: Пасмурно, ветер 3,8 м/с
Поиск
Например: Гиляновский Михаил Юрьевич
Авторизация
Статьи
ГлавнаяСтатьиДетиРазвитиеНервно-психическое развитие ...

Нервно-психическое развитие

09.08.2012
Дети » Развитие
  Закладки

1-й месяц
Уже к возрасту 10 дней малыш общается с миром не только рефлекторно - он активно учится пользоваться своими сенсорами. В частности, большинство детей к середине второй недели жизни умеет удерживать в поле зрения движущийся предмет - яркую погремушку диаметром около 10 сантиметров, например. Если Вы поместите таковую на уровне груди лежащего на спине ребенка (на расстоянии около 40-50 см), и станете медленно перемещать ее вправо-влево, то увидите, как малыш фиксирует игрушку взглядом. И пусть эта фиксация продлится всего лишь несколько секунд, а "избыточные" скачкообразные движения глаз новорожденного будут далеки от скупого рационализма, с которым отслеживают движение предметов глаза взрослых, непременно похвалите малыша - в конце концов, это стоило маленькому человеку определенного труда.
Пройдет всего лишь неделя-другая, и ориентировочные зрительные реакции ребенка станут еще более развитыми - новорожденный трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы - лицо взрослого человека, например. Попробуйте приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором , а потом замолчать, оставаясь неподвижным - и Вы увидите, как маленький человек тоже замрет, затормозит свои и без того не особенно быстрые движения, при этом внимательно, даже испытующе вглядываясь в Ваше лицо. Этот взгляд, между прочим, обладает огромной гипнотизирующей силой - не одна тысяча новоиспеченных отцов, в реальной жизни занимающихся делами жесткими и совершенно лишенными всяких сантиментов, таяла под этим строгим испытующим взглядом, как тает снег под апрельским солнцем. Равнодушно выдержать пристальный взгляд недавно родившегося человека не может никто - если не верите, попробуйте сами:)
К концу первого месяца жизни новорожденный уже совсем неплохо владеет зрительным слежением - если Вы попробуете повторить тест с яркой погремушкой, описанный выше, то к собственной радости, увидите, как малыш легко фиксирует игрушку взглядом и успешно "провожает" ее глазами вправо и влево на расстояние до 30-40 см, ловко поворачивая при этом голову в нужную сторону. И движения глазных яблок ребенка уже намного более плавные и координированные.
Не менее эффективно "набирают обороты" и реакции, запускаемые с другого сенсора новорожденного - органов слуха. Если Вы встанете вне поля зрения ребенка 10 дней от роду, и на расстоянии 35-40 см несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Нечего и говорить, что за прохождение этого теста ребенка следует похвалить вдвойне - хотя бы потому, что сами взрослые не очень-то любят резкие звуки, возникающие вне пределов видимости.
К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение - они интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения. Если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь, простите за тавтологию, погремушкой, находясь вне поля зрения малыша. Или запеть. Или громко продекламировать отрывок из какого-нибудь сочинения Маяковского. Уже через несколько секунд маленький человек успокоится - его "бортовой компьютер" изменит приоритеты. Лежать тихо и прислушиваться малыш будет в течение нескольких секунд, после чего, возможно, примет решение вновь продолжить демонстрацию своей неудовлетворенности бытием - еди эта неудовлетворенность действительно имеет веские причины (кушать хочется, например:) А к концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая целых 10 - 15 секунд! Поверьте, это немало - даже полчаса времени, уделенные Вам самим генеральным секретарем ООН, стоят меньше, чем секунды внимания, подаренные мамам-папам месячными отпрысками:)
Тесты, оценивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции, имеют довольно важное значение, поскольку позволяет родителям убедиться в том, что соответствующие сенсоры малыша работают нормально.
К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только прогрессирующим улучшением работы сенсоров - куда более приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций ребенка на родительское присутствие. Месячный грудничок уже способен практически "сознательно" улыбаться матери или отцу в ответ на повторные ласковые обращения к его, малыша, драгоценнейшей персоне:) Внимание, новоиспеченные папы! Постарайтесь непременно заполучить этот замечательный приз раньше мам - мало что в этом мире настоящий мужчина может счесть более значимым достижением, чем первая в жизни улыбка ребенка, адресованная именно отцу. Добейтесь этого - и, честное слово, не пожалеете. Рецепт же достижения успеха довольно прост: нужно лишь стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени. И не жалеть собственной мимической мускулатуры - чем больше Вы будете улыбаться ребенку, тем скорее он ответит Вам аналогичным образом:)
Иногда родителям месячного ребенка может даже посчастливиться услышать... его смех. Чего и говорить, это бывает очень приятным - но, если этого не случилось в первый месяц, поводов для расстройства у мам и пап нет абсолютно никаких. В конце концов, у Вас впереди еще целая жизнь с малышом, и в Ваших силах сделать так, чтобы смех ребенка не был редкостью.
А еще ребенок первого месяца жизни пытается поднимать и удерживать голову, если его выложить на живот (и плоскую, умеренно мягкую поверхность). Кое-кому даже удается удержать голову в течение нескольких десятков секунд. Кроме того, уже месячные груднички частенько пробуют "говорить" - издают отдельные звуки в ответ на настойчивые приглашения взрослого к "разговору"... В общем, достижениями первый месяц жизни отнюдь не обделен. И пусть некоторые из вышеперечисленных умений в той или иной степени имелись у малыша еще во внутриутробном периоде, это не в счет: свидетельства овладения собственным сложнейшим организмом, демонстрируемые ребенком после рождения, действительно заслуживают самого глубокого родительского уважения. В конце концов, обзавестись столькими чрезвычайно важными умениями за весьма небольшой, в общем-то срок, под силу далеко не всем взрослым. То ли, как говорится, еще будет!:)

2-й месяц
Еще один месяц в жизни малыша не прошел даром - ребенок гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в периоде новорожденности. В этот период дети способны на довольно продолжительное по времени зрительное сосредоточение: неподвижный (и достойный его, малыша, то есть, внимания) предмет цепко "схватывается" взглядом и не отпускается на протяжении 20, а то и 30 секунд. Для того, чтобы убедиться в этом, возьмите яркую игрушку диаметром около 5-10 сантиметров и поместите ее в поле зрения ребенка - на расстоянии полуметра. Вместо яркой игрушки можете использовать... свое лицо. Раскрашивать его акварелью необязательно - малыша в Вашем лице привлекает отнюдь не игра цветов и оттенков: он уже достаточно взрослый для того, чтобы интересоваться, что за существо столь бесцеремонно вторглось в его персональное жизненное пространство:)
Не менее внимательно ребенок второго месяца жизни следит и за движущимися объектами - сопровождает перемещение заинтересовавшего его предмета не только взглядом, но и соответствующими поворотами головы. Для оценки этого умения можно использовать ту же самую игрушку, на том же расстоянии, медленно перемещая ее вправо-влево.
"Повзрослел" и слуховой анализатор малыша: теперь он активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Возьмите погремушку (достаточно "громкую") и слегка поработайте ею в течение 10 секунд, стоя в полуметре от ребенка, но одновременно - вне поля его зрения. Услышав грохот, производимый пластиковым шедевром инженерной мысли, ребенок на некоторое время "задумается", после чего начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.
Кроме погремушек и прочих рукотворных источников шума, малыша интересуют и человеческие голоса. Попробуйте ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя все в том же полуметре от него и во все той же недосягаемости для его прямого взгляда - и маленький человек повернет голову в Вашу сторону! Это уже достижение, и немалое - всего месяц тому назад малыш этого не умел.
Расширился и объем двигательных умений ребенка - лежа на животе он уже умеет поднимать и в течение нескольких секунд удерживать голову. Используйте это в качестве ежедневного физического упражнения - наряду с другими, оно укрепляет скелетную мускулатуру малыша и способствует развитию координации движений. А отдельные, особо подвижные индивидуумы двухмесячного возраста в этом положении умеют еще и приподнимать верхнюю часть туловища, отталкиваясь от опорной плоскости обеими руками. Самые одаренные из таких маленьких "спортсменов" поражают родителей способностью переворачиваться не только на правый или левый бок, но и со спины на живот.
Но, пожалуй, самыми впечатляющими из достижений, свойственных второму месяцу жизни, являются прогресс в развитии эмоциональной сферы малыша и первые (если не считать возмущенного плача) попытки практического использования им своего речевого аппарата. Ребенок этого возраста способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. И он уже умеет отличать живые объекты от неодушевленных предметов - если в поле зрения двухмесячного малыша попадает другой ребенок, он будет непременно удостоен продолжительного и внимательного изучения. Изучения взглядом, разумеется - сам же юный исследователь при этом остается практически неподвижным (размышления, по-видимому, в этот момент захватывают его, как говорится, целиком и полностью:)
Некоторые малыши в это время уже умеют спонтанно... смеяться. Да-да - заливисто смеяться. Трудно найти на планете живое существо, способное ответить на вопрос, чего же такого смешного обнаружилось в жизни человека двух месяцев от роду, но это и неважно - просто сам смех такого маленького ребенка великолепен и незабываем. И, пожалуй, именно этот смех можно смело отнести к числу самых ценных наград, предусмотренных природой для поощрения ударников и отличников на поприще нелегкого родительского труда:)
Что же касается "речи" двухмесячного отпрыска, то более умиляющей родительское естество можно признать, пожалуй, лишь... "речь" трех-четырех-пяти-и-более-месячного отпрыска:) На втором месяце жизни малыши периодически радуют слух мам и пап так называемым гулением - отдельными звуковыми феноменами, производимыми на свет, как правило, вне всякой связи с внешними раздражителями и всегда - довольно эмоционально. Что только добавляет интенсивности родительским восторгам. Запишите, то что Ваш малыш "сказал" в это время на пленку, или хотя бы на бумагу - все эти замечательные неподражаемые "а-а", "гу-у", "э-э-и" или даже великолепнейшее "кхе-е-е" доставят Вам в последующем немало удовольствия во время просмотра, прослушивания или просто прочтения.
Все это, разумеется, только начало. Какими будут последующие достижения малыша - в немалой степени зависит от развивающего участия родителей. Помните об этом, уважаемые мамы и папы.

3-й месяц
Маленький человек продолжает усердно развивать свою моторику и коммуникативную сферу - к концу 3-го месяца жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса в развитии.
Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть "собеседником" - пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другого человека, обратившегося к его драгоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты - это ли не самый, что ни есть, настоящий "разговор по душам"? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым - ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют - но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении "сидя" требует от нервной системы малыша немалого труда - так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.
Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом - каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и "поймает" лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.
Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи - гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее - произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа "а-а-а-ы-ы" или "г-у-у". Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональной сферы ребенка - потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленький человек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.
Некоторые малыши уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый "комплекс оживления" - позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет:), он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует - большинство детей умеет так "комплексно оживляться" не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди:)
А еще дети трех месяцев жизни нередко умеют опираться на ножки - если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и "стоит", опираясь на всю ступню. Использовать это моторное "умение" ребенка в качестве физического упражнения не следует - потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.
Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений - смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.
А кое-кто умеет и того больше - уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений - так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или иной сферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.

4-й месяц
В течение 4-го месяца жизни так называемый "комплекс оживления" - ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение взрослого демонстрируют практически все грудные дети. Особенно активно малыши дарят ослепительные улыбки, конечно же, мамам. И, конечно же, во время, непосредственно предшествующее кормлению:) И вообще, ребенок 4-х месяцев уже умеет легко выделять собственную мать из окружения - даже если в доме полным полно других людей. То время, что мама и малыш провели вместе, не прошло даром: маленький человек уже твердо знает, что в этом мире есть, по крайней мере, одно живое существо, готовое по первому зову прийти на помощь, накормить, защитить и подарить свои любовь, тепло и ласку. Еще лучше, если малыш к этому времени хорошо знает и другое такое существо - имеется в виду, отец, конечно:) Правда, для этого папе малыша нужно очень и очень постараться. К сожалению, жизненные реалии чаще всего таковы, что по количеству проведенного с ребенком времени подавляющее большинство отцов конкурировать с матерями попросту не в состоянии. Выход один: свое присутствие в жизни ребенка отец должен сделать максимально ярким и запоминающимся - вот это как раз и требует стараний:)
Слуховой анализатор малыша четырех месяцев уже вполне способен решать все возложенные на него природой задачи - ребенок может уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его полей зрения. Для оценки этого умения попробуйте, например, позвонить в колокольчик (или включить магнитолу), стоя сбоку или сзади, на расстоянии метра от лежащего в кроватке малыша - после 2-3 секунд прислушивания, ребенок безошибочно повернет голову в Вашу сторону, найдет газами источник звука и уставится на него долгим изучающим взглядом.
То, что малыш уже научился прекрасно пользоваться своим слухом, можно увидеть и потому, насколько разной бывает его реакция на разные по характеру звуки и шумы. Если у Вас имеется какое-никакое музыкальное образование, а в доме наличествует музыкальный инструмент, способный производит на свет мелодии (барабаны в данном случае не годятся:), то можете попробовать сделать следующий тест. Дождитесь, когда маленький человек будет бодрствовать и сыграйте ему в течение минуты-другой что-нибудь размеренно-минорное - колыбельную, например. Или печальную балладу. Затем сделайте паузу в 15-20 секунд и "сбацайте" нечто зажигательно-танцевальное. Если малыш выдал на Вашу "плясовую" комплекс оживления, значит все у него в порядке. Вновь перейдите на минор - вскоре маленький человек успокоится и начнет демонстрировать лирическое настроение. Впрочем, для проведения этого теста можно запросто использовать и магнитофон, и CD-плейер, и компьютер, и свой собственный голос - так что музыкальное образование родителей тут обязательным, конечно же не является:)
Как "собеседник" малыш также "вырос" - к концу четвертого месяца жизни дети обычно частенько награждают обращающихся к ним взрослым не просто внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. Если взрослый говорит что-нибудь смешное (на взгляд малыша), разумеется:) Но особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети - если рядом с Вашим грудничком находится другое маленькое существо, стоит последнему лишь подать голос, как Ваш малыш тут же начнет искать его взглядом. И найдет, в конце концов, не сомневайтесь!
Кроме громкого смеха, четырехмесячный малыш может одарить взрослого собеседника и самой, что ни есть настоящей "речью". Ну, почти "настоящей", ладно уж...:) Звуки, которые производит на свет ребенок этого возраста, в физиологии и педиатрии официально именуются "свирелью" - потому что действительно нередко бывают весьма мелодичными и певучими.
Нормализовавшийся мышечный тонус в руках малыша и стремительно развивающиеся мозговые центры позволяют этим самым рукам найти себе дела - к концу четвертого месяца жизни большинство детей уже не просто рассматривают предметы, но и стараются дотянуться до таковых руками, ощупать, а то и захватить. Во время кормления ребенок также уверенно пускает "в ход" свои руки - старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Впрочем, отдельные вундеркинды норовят помимо рук придержать заветный источник калорий и положительных эмоций еще и... ногой. Но удается это действительно немногим - потому что гипертонус в мышечных группах нижних конечностей в этом возрасте все еще сохраняется:)
Что еще умеет четырехмесячный малыш? Все то, что умеет трехмесячный - только более уверенно. А еще дети этого возраста могут демонстрировать восхищенным родителям массу других любопытных умений. Каких? Вот это мы надеемся узнать с Вашей помощью - пишите нам, не стесняясь: думается это будет интересно любому человеку, носящему замечательное звание мамы или папы. Или даже тем, кто только "примеряет" на себя эти самые звания.

5-й месяц
К 5 месяцам большинство детей уже умеет выделять из своего окружения не только мать, но и просто знакомых людей. Если к сидящему на руках или лежащему в кроватке малышу подойдет хорошо знакомый ему взрослый, ребенок отреагирует комплексом оживления. Если же подошедшего человека он видит впервые, то реакция может быть совершенно другой - хмурое разглядывание, а то и вовсе плач. То же можно сказать и про звуки знакомых или незнакомых голосов: малыш прекрасно распознает голос матери, всячески его приветствуя и реагирует настороженностью (или безразличием) на звуки речи малознакомого человека.
Неплохо ориентируются пятимесячные дети и в эмоциональной окраске речи взрослого человека: улыбаясь в ответ на ласковое словесное обращение, малыши тут же начинают хмуро сосредотачиваться, если кто-то заговорил с ними строго. В конечном итоге маленький человек может обидеться и заплакать, поэтому проверка этого умения никому радости не доставляет.
Гораздо продуктивнее, чем раньше, ребенок пяти месяцев общается и с другими детьми - обнаружив их присутствие поблизости от себя, малыш старается "заговорить" с ними, дотянуться до "коллег", потрогать их руками, взять из рук другого ребенка игрушку. Просто поразительно, каким образом маленький человек предугадывает безопасность контакта именно с детьми - ведь по сути дела сколь нибудь значимых (в нашем понимании:) представлений о разнице между детьми и взрослыми у него еще нет...
Руки малыша стали еще более координированными - к концу пятого месяца жизни большинство детей уже способно взять из рук взрослого предложенную игрушку. Если эта игрушка удобна для взятия, разумеется. И достойна внимания маленького человека:) Мало того, малыш может еще и довольно долгое время удерживать эту игрушку в своей руке, подносить ее к лицу, рассматривать и тянуть в рот - естествоиспытатель от природы, что тут еще скажешь...
Обычно в этом возрасте дети умеют и любят подолгу лежать на животе, высоко подняв корпус и опираясь практически полностью выпрямленными руками. При этом они внимательно разглядывают окружающий мир, время от времени оглашая его любопытными певучими звуками - по прежнему преимущественно гласными. Гуление-свирель малыша становится все более интересной - запишите ее на пленку или какой другой носитель, и Вы не пожалеете впоследствии: разве не забавно было бы прослушать эту замечательную речь на грядущей свадьбе своего ненаглядного отпрыска?:)
Совершенствуются и так называемые "бытовые" навыки - значительная часть пятимесячных малышей уже умеет "правильно" есть с ложки. Во время проведения обучающего прикорма, многие дети способны снимать пищу с ложки губами и не выталкивать полугустую массу изо рта языком, как это делалось раньше, а медленно и с чувством ее жевать:) Впрочем, это умение вовсе не обязательно должно быть востребовано - если малышу по-прежнему хватает материнского молока, то введение прикормов может подождать.

6-й месяц
К концу первого полугодия жизни малыш, как и положено, обзаводится новыми, все более сложными навыками и умениями. Например, в этом возрасте большинство детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Попробуйте позвать ребенка по имени, и он тут же откликнется: найдет Вас взглядом, заулыбается - если будет пребывать в соответствующем настроении, конечно:) Попробуйте тут же произнести какое-нибудь другое, малознакомое ему имя и Вы увидите, как пропадет интерес малыша.
Усложняется и речевая продукция - у многих малышей в этом возрасте помимо свирели, начинают "пробиваться" и первые элементы так называемого лепета. Лепет - более сложная вещь, поскольку подразумевает "выдачу на-гора" гораздо более трудных в произношении звуков и слогов. Так что, если Ваш шестимесячный малыш уже вовсю произносит "ба", "ма" или "на" - можете заслуженно гордиться:)
Усиливается участие ручек малыша в занимательнейшем процессе познания мира - теперь он уже умеет брать интересующий его предмет из любых положений, свободно перекладывает его из одной руки в другую, удерживает настолько крепко, что может им запросто размахивать и даже... не отдать Вам:)
Продолжает интенсивно развиваться и крупная моторика - к концу первого полугодия многие малыши умеют легко переворачиваться не только со спины на живот, но и с живота на спину. В немалой степени развитию этого умения способствуют массаж, специальные физические упражнения и занятия с ребенком. Кроме того, многие шестимесячные дети уже умеют сидеть с поддержкой (в специальных креслах и устройствах), перемещаться вправо или влево, лежа на животе (для этого используются "перебирающие" движения ручек) и даже потихоньку ползать - медленно и недалеко:) Попробуйте заинтересовать ребенка яркой игрушкой расположив ее несколько впереди - возможно, спустя определенное количество времени вожделенный предмет окажется в цепких ручках маленького естествоиспытателя.
 Отдельные полугодовалые индивидуумы даже бывают способными обеспечить себе относительно широкую свободу самостоятельного перемещения. Не без помощи родителей, конечно - последним для этого необходимо раскошелиться на так назывемые "ходунки". Начиная с неуверенных, слабокоординированых перемещений в пространстве, маленькие пилоты в течение 3-4 недель настолько осваивают это "средство передвижения", что взрослые только диву даются! Однако, все же хотелось бы заметить: "ходунки" (так же, как и другой любимый многими родителями и малышами развивающий "агрегат" - "прыгунки") желательно использовать несколько позже, когда опорно-двигательный аппарат ребенка окрепнет в большей степени. Впрочем, здесь все индивидуально - так что, предварительно посоветовавшись с опытным специалистом, можете смело отступать от усредненных рекомендаций.
Ну и, конечно же, не остались без прогресса и пресловутые "бытовые" навыки - многие шестимесячные малыши уже не только способны уверенно есть с ложки, но и умеют пить из глубокой чашки или пиалы. Посуду при этом держат родители, конечно же:) Но факт остается фактом - ребенок припадает к предложенной пиале и делает из нее один два глотка. Такие вот дела:) И это еще не предел, разумеется:)

7-й месяц
На протяжении седьмого месяца жизни продолжают интенсивно совершенствоваться те навыки и умения, что уже были освоены малышом ранее. И, конечно же, приобретаются новые - на радость родителям и к видимому удовольствию самого ребенка.
В частности, претерпевает прогрессивные изменения речевая продукция - в это время разговорный лепет усложняется, малыш подолгу и "с чувством" повторяет понравившиеся ему звукосочетания, подчас довольно непростые. Полным ходом идет и подготовительный этап развития сенсорной речи: в возрасте семи месяцев ребенок уже способен адекватно реагировать на вопрос "где?", заданный взрослым. Обычно семимесячный малыш без особого труда находит заданный объект или предмет взглядом - если сам запрос и условия его решения не слишком "коварны", разумеется:) Для оценки такого умения всегда следует спрашивать у малыша, где находится предмет или объект, очень хорошо ему знакомый. И если Вы, например, интересуетесь у ребенка "где папа?", то будьте добры позаботиться, чтобы этот самый папа находился где-то поблизости - в пределах визуальной досягаемости для ребенка. Если Вы желаете получить от малыша ответ на вопрос "где телевизор", то предварительно (и не раз!) познакомьте ребенка с этим прибором, а заодно и проследите за тем, чтобы телевизор постоянно находился на одном и том же месте - иначе малыш его попросту не найдет. Так-то вот... А как Вы думали? Ребенок семи месяцев весьма напоминает титулованного специалиста экстра-класса - тем, например, что согласен демонстрировать свое умение решать поставленную перед ним задачу лишь после того, над ней поработала команда толковых и усердных ассистентов:)
Серьезно продвигается вперед моторика малыша - в ходе седьмого месяца многие дети уже умеют не только уверенно сидеть без поддержки, но и самостоятельно садиться. Немало малышей этого возраста способны ползать - пока еще "по-пластунски", но уже довольно быстро и в самых разных направлениях. Николас-Александер Коваленко, 6 месяцев
Впрочем, некоторые дети предпочитают обходиться без данного типа передвижения, сосредотачиваясь на освоении вертикального положения - они пробуют вставать. Следующим этапом обычно становится шаговое перемещение вбок вдоль подходящих по высоте для захвата ручками предметов - мебели, поручней манежа и т.д. Правда, в подавляющем большинстве случаев это происходит несколько позже - хотя отдельные индивиды семи месяцев от роду уже способны довольно уверенно "ходить" с поддержкой по периметру манежа. Стоит заметить, что особенно склонны игнорировать ползание дети, уже успевшие познакомиться с "ходунками" - существенно облегчая и оживляя процесс познания мира, это приспособление властно ориентирует малыша на прямохождение; интерес к "недостойным Царя Природы" ползанию и передвижению "на четвереньках" существенно снижается. У данного момента имеются как свои плюсы, так и определенные минусы - впрочем, эта тема заслуживает отдельного разговора.
Значительно более координированными и разнообразными становятся акты мелкой моторики - ребенок седьмого месяца жизни уже способен "задать перцу" игрушке, попавшей в его руки. Размахивание, бросание, уверенно осуществляемая "проба на зуб" и питье из чашек (в это время малыш пьет из такого рода посуды гораздо увереннее и вполне может "осилить" до 100 мл жидкости!) - свободное выполнение всех этих действий, между прочим, требует от нервной системы маленького человека определенной степени зрелости и тренированности. И если Ваш ребенок овладел этими умениями, значит, с вышеозначенными зрелостью и тренированностью у него все в полном порядке. Родителям остается лишь позаботиться о том, чтобы в дальнейшем условия для развития малыша были такими же благоприятными.

8-й месяц
Малыш становится все более и более коммуникабельным - в возрасте 8 месяцев большинство детей уже умеет налаживать эмоциональные контакты с другими детьми. Увидев рядом с собой еще одного маленького человека (или сразу нескольких), малыш вначале сосредоточенно наблюдает за его/их действиями, а затем демонстративно выражает свое одобрение смехом или дружелюбным лепетом.
Игрушками (а в данном возрасте игрушками является все без исключения) дети восьмого месяца жизни занимаются подолгу и с удовольствием, пробуя их не только на вкус, но и на прочность:) Если в это время в руки к маленькому исследователю попадет предмет, потенциально способный издавать громкие звуки (металлическая кастрюля с крышкой, например), то процесс детального изучения этого предмета будет слышен не только родителям, но и соседям, живущим этажом выше и этажом ниже. Не говоря уже о соседях по лестничной площадке:)
Впрочем, малыши этого возраста умеют не только самостоятельно заниматься с игрушками, но и повторять за взрослыми несложные манипуляции с самыми разными предметами. Попробуйте, например, взять в руки молоток и уже упоминавшуюся выше металлическую кастрюлю... Шутка. Лучше возьмите мячик и покажите малышу, как он замечательно катится по полу, если его легонько подтолкнуть рукой. Двух раз будет вполне достаточно для того, чтобы маленький человек немедленно толкнул предложенный ему мячик, с интересом и видимым удовольствием копируя Ваши действия.
Существенно шагнула вперед и крупная моторика ребенка - к концу восьмого месяца жизни многие малыши уже умеют самостоятельно садиться, ложиться, уверенно сидеть, переступать ножками, держась за барьер или с бешеной скоростью перемещаться на четвереньках. Разброс освоенных моторных навыков у детей в этом возрасте довольно существенный, так что не стоит огорчаться, если Ваш малыш не умеет всего, что перечислено выше - в большинстве случаев вполне достаточно и владения любыми двумя из этих умений.
Неуклонно прогрессирует сенсорная речь малыша - сейчас он понимает гораздо больше словесных инструкций родителей, чем месяц тому назад. По заданию мамы или папы маленький человек запросто находит взглядом уже не один-два, а несколько хорошо знакомых ему предметов - телевизор, кроватку, окно и т.д. Если Вы уже успели близко познакомить малыша с традиционными играми вроде "ладушек-ладушек" или "сороки", то к концу восьмого месяца он вполне может продемонстрировать умение играть в них кому угодно - при этом вполне достаточно лишь словесно попросить ребенка ребенка сделать это ("не подсказывая" руками).
Не остается без прогресса и речь активная - то бишь разговорная. В этом возрасте ребенок уже имеет свои любимые звуки и слоги, которые он произносит громко, отчетливо и по многу раз. Когда у него хорошее настроение, конечно:) Многие дети имеют обыкновение конструировать из таких "дежурных" звуков и слогов различные сочетания, с интересом прислушиваясь к их звучанию и с не меньшим интересом присматриваясь к эффекту, который произвел на родителей только что выданный на-гора "продукт".
Ну и, конечно же, расширяется объем освоенных "бытовых" умений - теперь малыш уже прекрасно знает, что следует делать с корочкой хлеба или замечательным сухариком, который протягивает ему любимая мама. Будьте спокойны - прежде, чем начать возить ими по столу, полу, стенным обоям или передней панели Вашего десктопа, маленький человек непременно попробует хлеб на вкус. Скорее всего он даже откусит небольшой кусочек зубами... или деснами:) Не менее хорошо ребенок восьми месяцев знает, для чего нужны ложка или чашка - предложите ему последнюю, и он не просто станет пить из нее, но и будет заботливо придерживать своими ручонками. А вдруг мама или папа уронят?:)
Перед тем, как идти на очередной плановый прием к педиатру, присядьте и переберите в уме вышеперечисленные навыки и умения. Если Ваш малыш может все, что описано в предыдущих шести абзацах, то можете считать его вундеркиндом:)
Обсуждение
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан «Гость».
Вход | Регистрация | Преимущества регистрации
Вы сможете добавлять в друзья своих новых знакомых по форуму, писать личные сообщения, добавлять материалы в закладки и ставить «лайки», получать персональный ответ на свой вопрос. Также Вы сможете подписаться на интересующие вас темы форума, отзывы о конкретных организациях и материалах, получать рассылку обновлений, новостей и интересных материалов, появляющихся на сайте. Помимо этого, зарегистрированный пользователь может самостоятельно добавлять информацию на сайт: организации, врачей, различное фото, рецепты, завести свой блог. И сможете получать уведомления о новых комментариях на ваш материал. Общайтесь, дружите, узнавайте много интересного и полезного, делитесь опытом. Не оставайтесь «гостем», становитесь частью нашего сообщества Мам Дона!
Антиспам