Погода
21.11.2024: Ясно, ветер 7,8 м/с
|
Поиск
Например: ЗАГС Батайска |
Авторизация |
Кризис одного года
09.08.2012
Дети » Развитие
Закладки
Возрастные кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского , возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении - возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности - (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый - кризис (11 - 12 лет) и кризис юношеский.
В чем же суть кризиса одного года?
Один год малыша является границей между младенчеством и ранним детством. Развитие ребенка в период младенчества обусловлено совершенно специфической ситуацией. Малыш полностью зависим от взрослого, т.к. он существо абсолютно биологически беспомощное. Он не в состоянии самостоятельно удовлетворить ни одной своей жизненно-важной потребности. Единственный путь для него – это взаимодействие с матерью, другим взрослым, осуществляющим уход. Взаимодействие младенца своеобразное т.к. главное, универсальное средство общения людей – речь, полностью у него отсутствует. У малыша максимум потребностей и минимум возможностей. Данное противоречие определяет тот вид деятельности, которая является главной для младенца, а именно непосредственно эмоциональное общение. Общаясь со взрослым, малыш, с одной стороны, получает все необходимые условия для развития – зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические, а с другой стороны, у него повышается общий эмоциональный тонус, что способствует активизации всех психических процессов. Постепенно малыш познает мир, границы его возможностей расширяются и во втором полугодии первого года жизни ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому – ребенок вступает в контакт, когда ему требуется помощь при манипуляции с предметами. Малышу уже гораздо интереснее смотреть, как мама играет с игрушкой или самому манипулировать предметами. Поступая по образцу взрослого, ориентируясь на его оценку, ребенок в год начинает осваивать простейшие предметные действия: пользоваться ложкой, причесываться расческой и др.
Кроме того, к своему первому дню рождения происходят и другие значительные перемены в развитии ребенка. Беспомощный младенец осваивает много движений: держать голову, двигать ручками и ножками, переворачиваться, ползти, садиться, вставать и, наконец, ходить. Укрепляется мускулатура, развивается координация движений.
Активно развивается речь малыша. Сначала проявляется умение малыша находить взглядом показываемый и называемый предмет. Затем малыш по просьбе взрослого проделывает простые движения («до свидания», «ладушки»), откликается на свое имя. К концу года малыш переходит от лепета к первым словам.
Происходящие изменения влекут за собой преобразования в эмоциональной сфере крохи. Расширяется гамма оттенков переживаний, особенно в сфере отрицательных эмоций. Расширяется круг событий, вызывающих эмоциональный отклик у малыша. Детки чувствительно реагируют на гнев взрослых, пугаются незнакомых людей, переживают разлуку с матерью. У малыша появляется реакция на свои успехи и неуспехи, похвалу и порицание.
Проявления кризиса
Таким образом, ситуация в которой находился ребенок, меняется в корне. Полная зависимость ребенка от взрослого переходит к ситуации совместности .
Если же родители по-прежнему опекают малыша, не признают его право на самостоятельность, или же требуют от него слишком много, малыш протестует, становится раздражительным, обидчивым, агрессивным, упрямым. С помощь протеста, непослушания ребенок проверяет границы дозволенного, определяет что можно, а что нельзя в отношении с близкими. Все это свидетельствует о необходимости изменения отношения к малышу.
Действия родителей
Родителям необходимо спокойно относиться к ребенку кризисного возраста, но четко и строго запретить то, что ни при каких условиях они не могут ему разрешить. Лучше обустроить свой дом таким образом, чтобы в поле деятельности малыша был минимум предметов, опасных для него, тогда и запретов станет значительно меньше.
При необходимости запретить что-либо, необходимо объяснить с чем это связано, например: «Я понимаю, солнышко, что ты хочешь… Но это никак нельзя, потому что…давай лучше…». Только, если что-то нельзя, то нельзя должно быть всегда и у всех.
Предоставьте ему возможность делать самостоятельно то, что ему хочется попробовать. Организуйте этот процесс, чтобы выйти из него с наименьшими потерями. Все мамы сталкиваются с тем, что желание есть самостоятельно появляется гораздо раньше, чем умение. Суп выливается, каша падает, а кроха радостно продолжает есть.
Почаще хвалите его. Всегда найдется какое-либо действие с предметами, которое легко выполнимо малышом, и это дает ему возможность почувствовать себя взрослым и продемонстрировать свое умение маме.
Непонимание возрастных особенностей малыша, неуместная твердость родителей приводят к общей негативной установке крохи по отношению к ним, он начинает сопротивляться всем требованиям.
Если приоритет в воспитании крохи будет отдан правильной организации общения, кризис первого года протекает без негативной симптоматики, проявляясь в новых умениях, особенностях поведения и отношения с окружающими.
В чем же суть кризиса одного года?
Один год малыша является границей между младенчеством и ранним детством. Развитие ребенка в период младенчества обусловлено совершенно специфической ситуацией. Малыш полностью зависим от взрослого, т.к. он существо абсолютно биологически беспомощное. Он не в состоянии самостоятельно удовлетворить ни одной своей жизненно-важной потребности. Единственный путь для него – это взаимодействие с матерью, другим взрослым, осуществляющим уход. Взаимодействие младенца своеобразное т.к. главное, универсальное средство общения людей – речь, полностью у него отсутствует. У малыша максимум потребностей и минимум возможностей. Данное противоречие определяет тот вид деятельности, которая является главной для младенца, а именно непосредственно эмоциональное общение. Общаясь со взрослым, малыш, с одной стороны, получает все необходимые условия для развития – зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические, а с другой стороны, у него повышается общий эмоциональный тонус, что способствует активизации всех психических процессов. Постепенно малыш познает мир, границы его возможностей расширяются и во втором полугодии первого года жизни ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому – ребенок вступает в контакт, когда ему требуется помощь при манипуляции с предметами. Малышу уже гораздо интереснее смотреть, как мама играет с игрушкой или самому манипулировать предметами. Поступая по образцу взрослого, ориентируясь на его оценку, ребенок в год начинает осваивать простейшие предметные действия: пользоваться ложкой, причесываться расческой и др.
Кроме того, к своему первому дню рождения происходят и другие значительные перемены в развитии ребенка. Беспомощный младенец осваивает много движений: держать голову, двигать ручками и ножками, переворачиваться, ползти, садиться, вставать и, наконец, ходить. Укрепляется мускулатура, развивается координация движений.
Активно развивается речь малыша. Сначала проявляется умение малыша находить взглядом показываемый и называемый предмет. Затем малыш по просьбе взрослого проделывает простые движения («до свидания», «ладушки»), откликается на свое имя. К концу года малыш переходит от лепета к первым словам.
Происходящие изменения влекут за собой преобразования в эмоциональной сфере крохи. Расширяется гамма оттенков переживаний, особенно в сфере отрицательных эмоций. Расширяется круг событий, вызывающих эмоциональный отклик у малыша. Детки чувствительно реагируют на гнев взрослых, пугаются незнакомых людей, переживают разлуку с матерью. У малыша появляется реакция на свои успехи и неуспехи, похвалу и порицание.
Проявления кризиса
Таким образом, ситуация в которой находился ребенок, меняется в корне. Полная зависимость ребенка от взрослого переходит к ситуации совместности .
Если же родители по-прежнему опекают малыша, не признают его право на самостоятельность, или же требуют от него слишком много, малыш протестует, становится раздражительным, обидчивым, агрессивным, упрямым. С помощь протеста, непослушания ребенок проверяет границы дозволенного, определяет что можно, а что нельзя в отношении с близкими. Все это свидетельствует о необходимости изменения отношения к малышу.
Действия родителей
Родителям необходимо спокойно относиться к ребенку кризисного возраста, но четко и строго запретить то, что ни при каких условиях они не могут ему разрешить. Лучше обустроить свой дом таким образом, чтобы в поле деятельности малыша был минимум предметов, опасных для него, тогда и запретов станет значительно меньше.
При необходимости запретить что-либо, необходимо объяснить с чем это связано, например: «Я понимаю, солнышко, что ты хочешь… Но это никак нельзя, потому что…давай лучше…». Только, если что-то нельзя, то нельзя должно быть всегда и у всех.
Предоставьте ему возможность делать самостоятельно то, что ему хочется попробовать. Организуйте этот процесс, чтобы выйти из него с наименьшими потерями. Все мамы сталкиваются с тем, что желание есть самостоятельно появляется гораздо раньше, чем умение. Суп выливается, каша падает, а кроха радостно продолжает есть.
Почаще хвалите его. Всегда найдется какое-либо действие с предметами, которое легко выполнимо малышом, и это дает ему возможность почувствовать себя взрослым и продемонстрировать свое умение маме.
Непонимание возрастных особенностей малыша, неуместная твердость родителей приводят к общей негативной установке крохи по отношению к ним, он начинает сопротивляться всем требованиям.
Если приоритет в воспитании крохи будет отдан правильной организации общения, кризис первого года протекает без негативной симптоматики, проявляясь в новых умениях, особенностях поведения и отношения с окружающими.
Обсуждение