Погода
26.11.2024: Пасмурно, возможен снег с дождем, ветер 7,8 м/с
|
Поиск
Например: Перинатальный центр |
Авторизация |
Блоги
Наставник будущих физтехов: как МФТИ помогает регионам растить таланты
24.02.2022
Закладки
В МФТИ с момента основания особое внимание уделяется работе с абитуриентами. За годы сформировалась целая система привлечения одаренных школьников и их последующего отбора, которая включает в себя множество направлений деятельности. Одно из таких направлений — программа «Наставник будущих физтехов».
О роли наставничества в образовании
В МФТИ с момента основания особое внимание уделяется работе с абитуриентами. За годы сформировалась целая система привлечения одаренных школьников и их последующего отбора, которая включает в себя множество направлений деятельности. Одно из таких направлений — программа «Наставник будущих физтехов».
Педагогов хорошего уровня в регионах всегда не хватает, они «штучный» товар. И работают они на износ. Им явно требуется помощь. И это понимают все — и министерство образования, и ключевые вузы. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков назвал главной проблемой образования концентрацию студентов в столицах и «утечку мозгов из регионов».
В 2019 году в Российской Федерации был запущен национальный проект «Образование», в котором наставничество выделено как одна из ключевых целей. В рамках федерального проекта «Современная школа» планируется, что до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Наставничество внедряется как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы.
Программа поддержки наставников ФПМИ
Физтех-школа прикладной математики и информатики МФТИ поддерживает тесный контакт с руководителями математических центров и педагогами в регионах. Директор ФПМИ Андрей Михайлович Райгородский рассказывает: «Регионы страдают от того, что в их университеты не идут сильные ребята. С одной стороны, всех "пылесосят" Москва и Санкт-Петербург, а с другой, в ключевых региональных центрах подготовки школьников зачастую не хватает кадров. Все живет на огромном энтузиазме и исключительной харизме отдельных личностей. Как только где-то такая личность пропадает по возрасту или другим причинам, регион резко ослабевает. И даже покуда личность есть, кадров не хватает. Не хватает даже не средств, а именно классных тренеров и учителей». Именно поэтому ФПМИ развивает программу «Наставник будущих физтехов» для помощи регионам.
Давайте разберёмся, как работает эта программа на конкретных примерах взаимодействия наставников ФПМИ с педагогами в регионах.
Ольга Сергеевна Нечаева, директор Лицея «Сириус» и школы №38 города Сочи, член методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по математике, заслуженный работник образования Республики Удмуртия. Тот самый педагог, который ведет от школьной программы к научным сферам.
«В регионе ты в одиночестве. Ты ведешь сразу все параллели и крайне сложно провести полноценные сборы. И если ты начинаешь интенсивнее работать, это всегда в ущерб здоровью и времени.
Система, когда ребята приезжают помогать, проводить лагеря, олимпиады была всегда, но раньше я сама просила и звала бывших учеников приехать помочь. Ребята делали это на уровне „мы должны Ольге Сергеевне“. Когда же появилась такая программа в ФПМИ, то количество наставников существенно увеличилось. У нас 3-4 интенсива в год, и, конечно, здесь помощь наставников очень нужна. Наставники — единственный реальный выход.
Плюсы работы с бывшими выпускниками: они прекрасно тебя понимают, схватывают идеи на лету. Наставники — молодые ребята, которые привносят свои фишечки, они говорят на одном языке со школьниками, которые скоро тоже пойдут в вуз. Это обогащение и той и другой стороны.
Признание также очень важно для ребят, их труд официально полезное дело на уровне государства. Дело, конечно, не в деньгах, хотя стипендия — все равно хорошая мотивация. Деньги лишь мерило значимости происходящего, но за ними стоит намного больший и масштабный процесс».
Олег Иванович Южаков — блестящий математик, он мог бы сделать научную карьеру или стать успешным университетским профессором, но выбрал другое. Учить математике детей. В 2005 году в городе Курган Олег Иванович создал АНО «Центр дополнительного математического образования». Сегодня Центр известен всему российскому математическому сообществу.
«Наставники — выпускники нашего математического кружка ЦДМО. С 5 по 11 класс, будучи школьниками, они занимались в кружке, а сейчас, став студентами МФТИ, приезжают преподавать в летнюю и зимнюю математические школы. Реальность такова, что все наши ученики после окончания школы уезжают учиться в ведущие вузы. Поэтому без их поддержки сложно было бы организовать на должном уровне учебный процесс в летней математической школе или проверку регионального этапа ВСОШ».
Кто становится наставниками ФПМИ
Наставниками могут стать студенты, занимающиеся популяризацией математики и информатики среди одаренных школьников. Специалисты учебного офиса физтех-школы проводят отбор, отправляют запросы в регионы, откуда приехали студенты и собирают отзывы от педагогов, у которых они обучались. После этого проводится личное собеседование с отобранными кандидатами, чтобы оценить уровень их мотивации. Именно эта осознанность отбора даёт свои плоды. Наставниками становятся только ответственные ребята с «горящими глазами», для которых стипендия всего лишь дополнительный бонус.
Ребята, которые занимаются наставничеством и помогают педагогам в регионах, поделились своим опытом и рассказали, как и почему они стали наставниками.
«Ещё с 11 класса я так или иначе был связан с преподаванием: либо помогал на кружке в качестве ассистента, либо вел занятия сам. Делал я это бесплатно, потому что у многих сильных детей в Дагестане нет средств для оплаты. Для меня более важным был прогресс детей в республике, хотелось, чтобы у нас регулярно были призеры и победители олимпиад различных уровней, чтобы математика в Дагестане была „на ходу“. Когда узнал, что за это могут еще и выдавать своего рода „зарплату“, решил поучаствовать.
Мои ученики в основном из Махачкалы в Дагестане. Все они из разных школ. Шесть восьмиклассников и четверо десятиклассников. Занимаемся мы обычной олимпиадной математикой. Одаренным детям в регионах со слабо развитым образованием важно дать понять, что они не одни, что есть их земляки, которые прошли через этот путь и готовы их поддержать», — рассказывает один из наставников Абдулкадыр Бучаев, студент 3-го курса ФПМИ.
Работа со школьниками очень нравится студентам, которые сами недавно ездили на олимпиадные сборы, участвовали в летних и зимних школах, ходили на кружки.
«Я занимаюсь наставничеством, веду занятия у детей, было интересно попасть в группу единомышленников. Тема олимпиадной математики, которую я веду — реально интересная вещь, когда рассказываешь что-то ребенку, а он приходит и говорит — я смог применить этот метод и у меня решилась сложная задача на олимпиаде, это очень круто. Ты понимаешь, что твоя работа приносит плоды. Я помогаю школьникам в Тюмени, читаю лекции про олимпиадную математику и комбинаторику примерно 20 школьникам», — поддерживает второкурсница Светлана Рошиору.
Как признаются студенты ФПМИ, поступить в заветный вуз помогли не столько баллы ЕГЭ, сколько опыт участия в олимпиадах, конференциях, летних школах и дополнительных проектах. Поэтому физтех-школа всячески поддерживает студентов, популяризирующих олимпиадное движение среди школьников.
«Узнал о программе из интервью Андрея Михайловича Райгородского, решил участвовать, потому что это интересно давно. Больше 2 лет занимался в школе олимпиадой по физике. В 11 классе участвовал во Всероссийском конкурсе „Большая перемена“. Мне предложили стать координатором региональной команды в республике Коми. Собрал и вел команду из школьников младших классов. Подобрал для каждого свою роль, социально значимую, и получилось хорошее дело. Когда я ушел, команда быстро подхватила эстафету, и они до сих пор работают.
Моё хобби придумывание задач, а одна из них даже вошла в финал Всероссийской олимпиады по физике для 7 класса. Я развиваюсь сам, развивая других, это и есть самое важное. На конкурсе „Лучший наставник 2020“ среди обучающихся, я стал победителем в республике Коми. Рассказать то, что знаешь, другому — лучший способ самому это понять.
Наставничество — всегда благодарное дело с обратной связью. Сообщество благодарных учеников будет развивать образование в целом. Если наладить наставническую деятельность, то школьники становятся успешнее, у школы появляется сообщество благодарных учеников, которое впоследствии и оказывает ей поддержку. Я был наставником у 21 школьника, в городе Сыктывкар, в Физико-Математическом лицее интернате. 16 человек из класса сегодня поступили в ведущие московские вузы, считаю, что частично и моя заслуга в этом есть», — поделился Денис Рубцов, студент 1 курса ФПМИ.
«ФПМИ - это большая семья, в которой мы все вместе строим самое топовое в стране и мире образование, и это невозможно сделать, если не делиться своими достижениями с регионами», — подчеркнул Андрей Михайлович Райгородский, Директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, доктор физико-математических наук, профессор.
МФТИ в целом, и Физтех-школа прикладной математики и информатики в частности, всегда открыты для сотрудничества с новыми педагогами, руководителями математических центров и просто Математиками. Мы всегда готовы протянуть «руку помощи в образовании» тем, кому она действительно необходима.
Возможность реализовать такой масштабный проект появилась благодаря созданию целевого капитала №6 для развития математики и информатики в МФТИ. Программа «Наставник будущих физтехов» частично финансируется из ежегодного инвестиционного дохода ЦК № 6. Нужно ли быть экспертом, чтобы оценить важность этой программы для системы образования в целом? Достаточно, немного фактов:
Программа охватывает уже 13 регионов и регулярно добавляются новые;
С момента запуска программы регионы получили более 40 помощников из числа талантливых студентов-наставников;
За 2021 год целевой капитал вырос на 5,4 млн руб., что позволит охватить ещё больше регионов.
Мы благодарны всем нашим дарителям за их добродушие и щедрость. И, конечно, приглашаем всех присоединиться и сделать свой вклад в развитие будущего поколения.
В МФТИ с момента основания особое внимание уделяется работе с абитуриентами. За годы сформировалась целая система привлечения одаренных школьников и их последующего отбора, которая включает в себя множество направлений деятельности. Одно из таких направлений — программа «Наставник будущих физтехов».
Педагогов хорошего уровня в регионах всегда не хватает, они «штучный» товар. И работают они на износ. Им явно требуется помощь. И это понимают все — и министерство образования, и ключевые вузы. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков назвал главной проблемой образования концентрацию студентов в столицах и «утечку мозгов из регионов».
В 2019 году в Российской Федерации был запущен национальный проект «Образование», в котором наставничество выделено как одна из ключевых целей. В рамках федерального проекта «Современная школа» планируется, что до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Наставничество внедряется как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы.
Программа поддержки наставников ФПМИ
Физтех-школа прикладной математики и информатики МФТИ поддерживает тесный контакт с руководителями математических центров и педагогами в регионах. Директор ФПМИ Андрей Михайлович Райгородский рассказывает: «Регионы страдают от того, что в их университеты не идут сильные ребята. С одной стороны, всех "пылесосят" Москва и Санкт-Петербург, а с другой, в ключевых региональных центрах подготовки школьников зачастую не хватает кадров. Все живет на огромном энтузиазме и исключительной харизме отдельных личностей. Как только где-то такая личность пропадает по возрасту или другим причинам, регион резко ослабевает. И даже покуда личность есть, кадров не хватает. Не хватает даже не средств, а именно классных тренеров и учителей». Именно поэтому ФПМИ развивает программу «Наставник будущих физтехов» для помощи регионам.
Давайте разберёмся, как работает эта программа на конкретных примерах взаимодействия наставников ФПМИ с педагогами в регионах.
Ольга Сергеевна Нечаева, директор Лицея «Сириус» и школы №38 города Сочи, член методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по математике, заслуженный работник образования Республики Удмуртия. Тот самый педагог, который ведет от школьной программы к научным сферам.
«В регионе ты в одиночестве. Ты ведешь сразу все параллели и крайне сложно провести полноценные сборы. И если ты начинаешь интенсивнее работать, это всегда в ущерб здоровью и времени.
Система, когда ребята приезжают помогать, проводить лагеря, олимпиады была всегда, но раньше я сама просила и звала бывших учеников приехать помочь. Ребята делали это на уровне „мы должны Ольге Сергеевне“. Когда же появилась такая программа в ФПМИ, то количество наставников существенно увеличилось. У нас 3-4 интенсива в год, и, конечно, здесь помощь наставников очень нужна. Наставники — единственный реальный выход.
Плюсы работы с бывшими выпускниками: они прекрасно тебя понимают, схватывают идеи на лету. Наставники — молодые ребята, которые привносят свои фишечки, они говорят на одном языке со школьниками, которые скоро тоже пойдут в вуз. Это обогащение и той и другой стороны.
Признание также очень важно для ребят, их труд официально полезное дело на уровне государства. Дело, конечно, не в деньгах, хотя стипендия — все равно хорошая мотивация. Деньги лишь мерило значимости происходящего, но за ними стоит намного больший и масштабный процесс».
Олег Иванович Южаков — блестящий математик, он мог бы сделать научную карьеру или стать успешным университетским профессором, но выбрал другое. Учить математике детей. В 2005 году в городе Курган Олег Иванович создал АНО «Центр дополнительного математического образования». Сегодня Центр известен всему российскому математическому сообществу.
«Наставники — выпускники нашего математического кружка ЦДМО. С 5 по 11 класс, будучи школьниками, они занимались в кружке, а сейчас, став студентами МФТИ, приезжают преподавать в летнюю и зимнюю математические школы. Реальность такова, что все наши ученики после окончания школы уезжают учиться в ведущие вузы. Поэтому без их поддержки сложно было бы организовать на должном уровне учебный процесс в летней математической школе или проверку регионального этапа ВСОШ».
Кто становится наставниками ФПМИ
Наставниками могут стать студенты, занимающиеся популяризацией математики и информатики среди одаренных школьников. Специалисты учебного офиса физтех-школы проводят отбор, отправляют запросы в регионы, откуда приехали студенты и собирают отзывы от педагогов, у которых они обучались. После этого проводится личное собеседование с отобранными кандидатами, чтобы оценить уровень их мотивации. Именно эта осознанность отбора даёт свои плоды. Наставниками становятся только ответственные ребята с «горящими глазами», для которых стипендия всего лишь дополнительный бонус.
Ребята, которые занимаются наставничеством и помогают педагогам в регионах, поделились своим опытом и рассказали, как и почему они стали наставниками.
«Ещё с 11 класса я так или иначе был связан с преподаванием: либо помогал на кружке в качестве ассистента, либо вел занятия сам. Делал я это бесплатно, потому что у многих сильных детей в Дагестане нет средств для оплаты. Для меня более важным был прогресс детей в республике, хотелось, чтобы у нас регулярно были призеры и победители олимпиад различных уровней, чтобы математика в Дагестане была „на ходу“. Когда узнал, что за это могут еще и выдавать своего рода „зарплату“, решил поучаствовать.
Мои ученики в основном из Махачкалы в Дагестане. Все они из разных школ. Шесть восьмиклассников и четверо десятиклассников. Занимаемся мы обычной олимпиадной математикой. Одаренным детям в регионах со слабо развитым образованием важно дать понять, что они не одни, что есть их земляки, которые прошли через этот путь и готовы их поддержать», — рассказывает один из наставников Абдулкадыр Бучаев, студент 3-го курса ФПМИ.
Работа со школьниками очень нравится студентам, которые сами недавно ездили на олимпиадные сборы, участвовали в летних и зимних школах, ходили на кружки.
«Я занимаюсь наставничеством, веду занятия у детей, было интересно попасть в группу единомышленников. Тема олимпиадной математики, которую я веду — реально интересная вещь, когда рассказываешь что-то ребенку, а он приходит и говорит — я смог применить этот метод и у меня решилась сложная задача на олимпиаде, это очень круто. Ты понимаешь, что твоя работа приносит плоды. Я помогаю школьникам в Тюмени, читаю лекции про олимпиадную математику и комбинаторику примерно 20 школьникам», — поддерживает второкурсница Светлана Рошиору.
Как признаются студенты ФПМИ, поступить в заветный вуз помогли не столько баллы ЕГЭ, сколько опыт участия в олимпиадах, конференциях, летних школах и дополнительных проектах. Поэтому физтех-школа всячески поддерживает студентов, популяризирующих олимпиадное движение среди школьников.
«Узнал о программе из интервью Андрея Михайловича Райгородского, решил участвовать, потому что это интересно давно. Больше 2 лет занимался в школе олимпиадой по физике. В 11 классе участвовал во Всероссийском конкурсе „Большая перемена“. Мне предложили стать координатором региональной команды в республике Коми. Собрал и вел команду из школьников младших классов. Подобрал для каждого свою роль, социально значимую, и получилось хорошее дело. Когда я ушел, команда быстро подхватила эстафету, и они до сих пор работают.
Моё хобби придумывание задач, а одна из них даже вошла в финал Всероссийской олимпиады по физике для 7 класса. Я развиваюсь сам, развивая других, это и есть самое важное. На конкурсе „Лучший наставник 2020“ среди обучающихся, я стал победителем в республике Коми. Рассказать то, что знаешь, другому — лучший способ самому это понять.
Наставничество — всегда благодарное дело с обратной связью. Сообщество благодарных учеников будет развивать образование в целом. Если наладить наставническую деятельность, то школьники становятся успешнее, у школы появляется сообщество благодарных учеников, которое впоследствии и оказывает ей поддержку. Я был наставником у 21 школьника, в городе Сыктывкар, в Физико-Математическом лицее интернате. 16 человек из класса сегодня поступили в ведущие московские вузы, считаю, что частично и моя заслуга в этом есть», — поделился Денис Рубцов, студент 1 курса ФПМИ.
«ФПМИ - это большая семья, в которой мы все вместе строим самое топовое в стране и мире образование, и это невозможно сделать, если не делиться своими достижениями с регионами», — подчеркнул Андрей Михайлович Райгородский, Директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, доктор физико-математических наук, профессор.
МФТИ в целом, и Физтех-школа прикладной математики и информатики в частности, всегда открыты для сотрудничества с новыми педагогами, руководителями математических центров и просто Математиками. Мы всегда готовы протянуть «руку помощи в образовании» тем, кому она действительно необходима.
Возможность реализовать такой масштабный проект появилась благодаря созданию целевого капитала №6 для развития математики и информатики в МФТИ. Программа «Наставник будущих физтехов» частично финансируется из ежегодного инвестиционного дохода ЦК № 6. Нужно ли быть экспертом, чтобы оценить важность этой программы для системы образования в целом? Достаточно, немного фактов:
Программа охватывает уже 13 регионов и регулярно добавляются новые;
С момента запуска программы регионы получили более 40 помощников из числа талантливых студентов-наставников;
За 2021 год целевой капитал вырос на 5,4 млн руб., что позволит охватить ещё больше регионов.
Мы благодарны всем нашим дарителям за их добродушие и щедрость. И, конечно, приглашаем всех присоединиться и сделать свой вклад в развитие будущего поколения.
Обсуждение