Погода
21.11.2024: Ясно, ветер 7,8 м/с
|
Поиск
Например: Авруцкая Валерия Викторовна |
Авторизация |
Как воспитывать мальчика и девочку
Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: "Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек"? Мы постараемся вам помочь. Для начала необходимо знать, что проблемами и вопросами воспитания занимается наука, имя которой нейропедагогика, и именно она открывает и осваивает новые научные подходы к обучению и воспитанию мальчиков и девочек в семье, в образовательных и воспитательных учреждениях.
Ни для кого не секрет, что все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Восприятие всего происходящего у них тоже различно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются.
По данным учёных нейропсихологов-нейрофизиологов В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман, мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки, по отношению к ним речь взрослых чаще содержит прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый…). Также этими специалистами отмечается, что у мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства": кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.
Кроме того, существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определённые отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: "Я тобой недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь "проиграть" свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга.
Мамам, няням, воспитательницам и, впоследствии, учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит.
По данным ряда исследований, в том числе исследований А.И. Савенкова (профессора, д.пс.н., д.п.н.), одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам (на этапе полового созревания) данное процентное соотношение меняется в пользу мальчиков. А значительная часть девочек, ранее опережавших сверстников в развитии, "выравнивается" и уходит из разряда одарённых. Чем это обусловлено? Может быть, срабатывает какая-то генетическая программа, а может быть, виновата среда, окружение.
Несколько коротких советов
от авторов книги "Мальчики и девочки - два разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман:
- Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
- Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
- Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
- Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
- Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
- Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
- Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
- Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
- В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.
- Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.
- Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.
- Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.
- Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.
Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Тест для родителей
В меру своего понимания и ощущения ответьте на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, так, как Вы считаете нужным. А потом сравните Ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии.
Итак…
- Девочки послушнее мальчиков?
- Девочки чаще защищают слабых?
- У мальчиков более аналитический склад ума?
- Мальчики амбициознее девочек?
- Мальчики более способны в точных науках?
- Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?
- Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
- У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая?
- Мальчики агрессивнее девочек?
- Мальчики лучше ориентируются на местности?
- Девочки пассивнее мальчиков?
- У девочек лучше развито чувство коллективизма?
- Девочки более чувствительны к прикосновениям?
- Девочки легче поддаются чужому влиянию?
- Мальчики более активны?
- Девочки более пугливы?
- У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?
- Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики?
- У мальчиков более развита склонность к командованию?
- У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями?
А теперь слово специалистам:
- Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.
- Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.
- Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.
- Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.
- Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.
- Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.
- Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.
- Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.
- Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
- Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности.
- Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки - тише, но гораздо результативнее.
- Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек.
- Неправда. Существенного отличия нет.
- Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются "правил игры", принятых в компании.
- Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей.
- Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.
- Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
- Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
- Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
- Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.
Козлова Елена Владимировна,
ведущий психолог детского центра «ОбРаз», руководитель кафедры раннего развития, педагог, аспирантка МПГУ