Погода
04.10.2024: Ясно, ветер 7,8 м/с
|
Поиск
Например: Перинатальный центр |
Авторизация |
Нервно-психическое развитие
Первый квартал 2-го года жизни
Начнем, пожалуй, с развития моторного - потому что именно в этой сфере нервно-психического развития ребенка к концу первого квартала 2-го года жизни достижения более или менее "стандартные", т.е. весьма схожие у многих малышей. Обычно к этому возрасту все здоровые дети умеют самостоятельно ходить, причем большинство из них осуществляет этот моторный акт свободно и с видимым удовольствием. Некоторые малыши в это время ходят (и даже бегают) подолгу, виртуозно совершают повороты, легко останавливаются и пятятся назад (когда это им нужно, конечно:), приседают и наклоняются, не теряя при этом равновесия, а также запросто взбираются на диваны и кресла - в общем, демонстрируют хорошую мобильность и практически полную самостоятельность:) Моторные достижения некоторых малышей выглядят несколько скромнее - что, в принципе, не является серьезным поводом для родительского беспокойства: все еще впереди.
Впечатляют и успехи в развитии сенсорной ("понимательной") речи - за прошедший с момента первого дня рождения квартал малыш существенно расширил запас понимаемых слов и инструкций. Резко возросло количество предметов, названия которых знакомы маленькому человеку. Иногда поразительная "осведомленность" ребенка способна повергнуть родителей в восторг и одновременно в недоумение - например, когда папу вдруг осенит спросить, скажем, "где у нас микроволновка?", а малыш в ответ уверенно пройдет на кухню и безошибочно укажет на этот бытовой прибор пальцем. Удивление родителя понятно - ведь, по его разумению, никто специально не объяснял малышу, что это за прибор и где он находится. Однако на самом деле ничего парадоксального в такой "эрудированности" малыша нет - мозг маленького ребенка с поразительной эффективностью впитывает самую различную информацию, и порой вполне достаточно лишь мимолетного упоминания названия предмета (в соответствующей, конечно же, ситуации) для того, чтобы малыш приобщил новое понятие к уже имеющимся в его нейронных "базах данных".
Успехи в развитии "понимательной речи" идут, как говорится, "рука об руку" с овладением бытовыми и игровыми навыками - малыш этого возраста не только прекрасно понимает, но и более или менее сносно выполняет массу бытовых инструкций. По просьбе взрослого ребенок 1 года 3 месяцев вполне способен не только "покормить", но и "причесать" или "уложить спать" куклу, посадить в кузов игрушечного грузовика своего любимого медвежонка и "отвезти" его, скажем, на кухню... А также принести из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, с энтузиазмом побежать в ванную, когда ему предлагают "помыть ручки", после чего с похвальным усердием вытирать только что вымытые ручки поданным ему полотенцем. Обычно малыши этого возраста уже умеют не только самостоятельно пить из кружки, но и есть ложкой из тарелки. Правда, пока что только лишь густую или полугустую пищу и не очень аккуратно - но и это уже является достижением, и немалым!
Заметно изменяется и самостоятельное игровое поведение ребенка: действия, осуществляемые малышом с различными предметами и игрушками, становятся более сложными. Развивающийся интеллект маленького человека позволяет ему без родительского побуждения, исключительно по собственному желанию, с удовольствием и фантазией воспроизводить ранее разученные действия с предметами - "строить дом" из кубиков, нанизывать кольца "пирамидки" на стержень, "катать" игрушечный грузовик. Причем процесс, скажем, "строительства дома", наглядно показывает как быстро развивается у ребенка пространственное восприятие предметов: малыш 1 года 3 месяцев непременно "додумается" разместить мелкий предмет внутри более крупного. А отдельные маленькие вундеркинды в этом возрасте способны водрузить друг на друга целых три (а то и четыре) игрушечных кубика - и эта конструкция, представьте, не развалится через считанные секунды после ее сооружения:)
И, конечно же, продолжает стремительно развиваться активная речь - с каждым днем расширяется запас облегченных слов, которыми малыш пользуется в моменты радости, удивления или другого эмоционального оживления. Сложный лепет, который в это время все еще остается преобладающим речевым продуктом, используется ребенком также весьма активно - неустанно тренируя звукопроизношение, маленький человек закладывает основы для последующего успешного освоения "настоящей" разговорой речи.
В общем, все обстоит так, как и должно обстоять - прошедшие месяцы принесли явный прогресс в развитии всех сфер малыша. Остается лишь добавить, что этот прогресс прямо зависит от внимания, которое уделяют маленькому человеку его родители и близкие люди. Занимайтесь с ребенком - успехи маленького человека станут, безусловно, самой лучшей компенсацией за потраченные Вами время и силы:)
Второй квартал 2-го года жизни
Обычно во втором квартале второго же года жизни самым заметным является прогресс в речевом развитии малыша - у большинства детей существенно улучшается как понимание чужой речи, так и качество собственной речевой продукции. "Правильные" слова, обозначающие какие-либо объекты окружающей среды все чаще используются вместо прежних "облегченных" слов ("машина" вместо "би-би", "собака" вместо "ав-ав" и т.д.) Некоторые из малышей (преимущественно девочки) в это время уже произносят первые простые фразы. Видимо растет и количество правильно понимаемых малышом инструкций. Так же, как и характер последних - ребенок полутора лет нередко способен выполнить довольно сложную родительскую просьбу.
Быстро развивающийся интеллект малыша позволяет ему решать первые в жизни логические задачи - например, большинство детей этого возраста могут без видимых усилий обобщать предметы по существенным признакам. Попробуйте выставить перед малышом ряд знакомых ему игрушек, среди которых будут, скажем, два плюшевых медвежонка (разных цветов), плюшевый же заяц и пластиковая кукла, а затем попросите его подать Вам медвежонка. После того, как малыш отдаст первого из двух медвежат, повторите просьбу. После отдачи второго повторите просьбу в третий раз. Удивленный взгляд малыша будет лучшим доказательством того, что его головной мозг способен справляться с решением не только конкретных, но и более или менее абстрактных задач: медвежат-то в ряду больше нет:)
Присмотритесь к тому, как малыш играет, оставаясь один: в этой сфере также произошли видимые изменения в сторону усложнения и совершенствования. Случайно подсмотренная ребенком телепрограмма или фрагмент фильма вполне способны подвигнуть маленького человека к имитации увиденных действий. Как, впрочем, и увиденные бытовые сцены. Так что не стоит удивляться, если малыш вдруг (безо всяких, то бишь, просьб) принялся упорно расчесывать волосы куклы или нещадно изрисовал кукольное же лица разноцветными фломастерами - это может оказаться как эхом просмотра телепередачи типа "Фасон", так и следствием наблюдения за ежедневными косметическими манипуляциями мамы.
Успешно подражает маленький человек и действиям с игрушками, показанным взрослым во время игр-занятий. Вслед за Вами малыш будет с удовольствием громоздить друг на друга кубики и призмы, доставать из коробок и упрятывать обратно мелкие предметы. Стремительно совершенствующаяся тонкая моторика позволяет полуторалетнему ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев - некоторые маленькие вундеркинды уже вовсю (и довольно продуктивно:) играют с пластиковыми блоками "Лего" или пластиковой же мозаикой.
Развивающаяся тонкая моторика помогает малышу овладеть и кое-какими бытовыми навыками - из тех, что раньше никак не поддавались усвоению. Например, такими, как самостоятельное стаскивание с себя колготок перед ежедневными водными процедурами или посадкой на горшок:) Или умение подчерпнуть ложкой из родительской тарелки заинтересовавший внимание юного исследователя фрагмент сосиски:) В целом же, во время еды ребенок полутора лет нередко способен более или менее уверенно управляться с ложкой и кружкой: место, отведенное малышу для трапез после таковых уже гораздо меньше напоминает полигон для бомбометания (где вместо бомб используются каши и паровые котлеты).
Совершенствуется и общая моторика ребенка - как утверждают специалисты, в это время малыш уже умеет переступать приставным шагом через три-четыре низких деревянных брусочка, разложенных на полу друг за другом:) Реально же некоторые из полуторалетних индивидов способны на гораздо более сложные действия - что-нибудь вроде... застывания в позе своеобразной "ласточки" (с опорой на голову, ручки и одну ножку; вторая при этом отчаянно задирается вверх:)) Или еще более замысловатые "фокусы":)
Степень моторной координированности ребенка в этом возрасте зависит от многих условий - начиная от общего состояния здоровья и заканчивая генетическими особенностями организма. Так что не стоит переживать, если малыш не спешит демонстрировать головокружительные трюки, о которых с восторгом расказывают Ваши приятели, имеющие детей примерно того же возраста. Всему свое время - главное, чтобы ребенок был здоров и имел все необходимое для тренировки своей моторики. Под последним условием понимается наличие достаточного пространства для хождения, бегания и лазания, а также наличие внимательных и неленивых родителей:)
Чтож, и этот квартал "не подкачал": по крайней мере, у абсолютного большинства мам и пап полуторалетних малышей появилось немало поводов для удовлетворения своей родительской гордости - чувства, кстати, совершенно безобидного и очень даже замечательного:) Остается в очередной раз напомнить, что прогресс в развитии малыша прямо зависит от внимания, которое уделяют маленькому человеку его родители и близкие люди. Занимайтесь с ребенком - успехи маленького человека станут, безусловно, самой лучшей компенсацией за потраченные Вами время и силы:)
Третий квартал 2-го года жизни
Главное достижение прошедшего квартала - чудесное превращение малыша из внимательного слушателя в самого настоящего собеседника. Большинство детей этого возраста могут не просто с удовольствием воспринять иллюстрированный короткий рассказ с незамысловатым сюжетом, но и точно ответить на вопросы взрослого, касающиеся данного рассказа. Возьмите какой-нибудь простенький детский комикс и опираясь на его сюжет, заострите внимание маленького человека на ярких деталях (какого цвета шапочка у главного героя, как его зовут и любит ли он, скажем, мармелад), а затем поинтересуйтесь насчет этих самых деталей у малыша: его ответ будет исчерпывающе точным:)
Набирает обороты спонтанная фразовая речь: за стремительно пролетевшие три месяца ребенок настолько привык пользоваться короткими, но весьма емкими речевыми конструкциями вроде "Хочу какать", "Пойдем гулять" или "Дай попить", что кажется, будто он умел это делать всегда. Частые диалоги с родителями и близкими людьми, коротенькие стихотворения, которые малыш к этому времени хорошо знает и более или менее уверенно воспроизводит, помогают ему быстро расширять имеющийся словарный запас - лексикон маленького человека обогащается новыми словами буквально каждый день. Отдельные юные вундеркинды даже используют в своей речи массу прилагательных и наречий - включая довольно сложные по смыслу. Причем частенько "вворачивают" данные слова совершенно "к месту":)
Игры малыша все чаще включают в себя элементы конструктивного творчества. Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев, к примеру, может с легкостью воспроизвести несколько несложных сюжетных построек из деревянных кубиков ("ворота", "заборчик", "домик для куклы", "скамейка") - причем, "строит" малыш данные "типовые проекты" не только так, как его ранее научил взрослый, но и с применением своих собственных "инженерных решений". Нельзя сказать, что тремя месяцами раньше малыш этого совсем не умел - но уверенность и легкость, с которой он это делает сейчас, говорит о многом. О том, что пространственное восприятие трехмерных объектов зрительным анализатором ребенка стало более совершенным, например. И о том, что координированность пальцев рук еще больше приблизилась к "взрослым" показателям. А также о том, что разум маленького человека продолжает интенсивно (и небезуспешно) осваивать функции анализа и синтеза поступающей информации.
Увереннее становятся и общие движения ребенка - он все успешнее и успешнее решает сложные "двигательные" задачи, требующие определенного уровня зрелости контролирующих моторику нервных структур. Для оценки адекватности развития общей моторики обычно используется тест с гимнастической скамейкой - считается, что малыш в возрасте 1 года 9 месяцев должен уметь пройти без помощи взрослого по ограниченной (шириной 15-20 см) поверхности, приподнятой над полом на высоту тех же 15-20 см. То есть, по скамейке:) Взрослому разрешается лишь помочь маленькому "канатоходцу" (кстати, данное сравнение здесь вполне уместно) взобраться на скамейку и спуститься с нее на пол. Ну и страховать от падения, конечно.
И, конечно же, прошедшие три месяца не могли не пополнить "копилку" бытовых навыков малыша новыми умениями. У каждого ребенка - "свои" свежеприобретенные навыки: кто-то за это время научился расстегивать пуговицы на рубашке или приловчился в два счета обувать сапожки, а кто-то овладел крайне полезным умением самостоятельного открывания бутылочки с фруктовым соком:) Ранее открытой взрослым, конечно же:) Или не менее полезным навыком обращения с поворачивающейся ручкой замка на двери комнаты родителей (где, как известно, имеется много чего интересного:). А уж об умении "принимать пищу" много говорить вообще ни к чему - достаточно сказать, что в этом возрасте малыш запросто самостоятельно управляется за столом хоть с жидкими блюдами, хоть с плотными.
Такие вот дела:) Согласно традиционной структуре заметки, описывающей возрастные достижения в сенсомоторном развитии малышей, осталось лишь в очередной раз напомнить мамам и папам о необходимости адекватной стимуляции нервной системы ребенка - ведь в это время, как во время посевной кампании, "один день кормит целый год". Без преувеличения.
2 года
К концу второго года жизни ребенок представляет собой крайне любознательное и забавное существо с почти сформировавшимся характером и манифестной претензией на полную самодостаточность:) По крайней мере, сам маленький человек в последней ни на йоту не сомневается:) Да и с чего бы, собственно, сомневаться-то? Судите сами:
Моторика двухлетнего малыша развита впечатляюще: уверенно освоив все виды возможные передвижения на двух и четырех конечностях, ребенок может легко игнорировать любые барьеры - мало какое место в жилище может считаться для него недосягаемым. Многим из родителей двухлетних сорванцов может показаться смешным тест, предлагаемый для оценки адекватности моторного развития ребенка этого возраста: малыш должен уметь переступать чередующимся шагом через три-четыре разложенных на полу низких брусочка. И это при том, что в реальной жизни маленький человек "щелкает", как орехи, тесты покруче - лазит вверх и вниз по легкомысленно оставленной в квартире лестнице-стремянке, взбирается на стиральную машинку (подставив к таковой отцовское кресло на колесиках), и запросто разворачивается на своем трехколесном велосипеде в тесной прихожей:)
Не менее впечатляющий рывок вперед сделало и речевое развитие ребенка: к концу второго года жизни словарный запас у большинства малышей превышает 200 - 300 слов! Фразы, включающие не только прилагательные и наречия, но и местоимения (!), активно используются маленьким человеком для удовлетворения собственных (очень, стоит заметить, важных:) потребностей. Родители двухлетнего ребенка всегда узнают о том, что в настоящий момент ему требуется - особенно часто такое оповещение имеет место в магазинах детских игрушек:)
Интеллект двухлетнего малыша вполне можно считать адекватно работающим "инструментом" - как уже указывалось выше, приспособляемость к типовым условиям внешней среды (родителям и бабушкам с дедушками:) у ребенка выражена неплохо, а это, по сути и есть главнейшее проявление интеллекта. Впрочем, для развлечения родителей и педиатров ребенок этого возраста может безошибочно ответить на вопросы, касающиеся сюжета короткого неиллюстрированного рассказа, только что поведанного ему взрослым. Этот формальный тест, отражающий понимание ребенком речи, также может показаться смешным тем родителям, что давно убедились: их малыш абсолютно все услышанное дома и в гостях успешно "мотает на ус", после чего поразительно эффективно использует усвоенную информацию на свое собственное благо:)
Чтож, малыш этого возраста действительно может уметь многое - различать основные контрастные цвета и знать названия последних, например. А также: играть в довольно сложные сценарные игры; читать наизусть детские (и даже недетские:) стихи; забавно танцевать в качестве солиста и водить хоровод с другими детьми; рисовать каракули при помощи карандашей, фломастеров и пальцев, предварительно запущенных в кетчуп; пинать и бросать руками мячик; аккуратно переворачивать страницы книг и журналов; показывать, "где у него" нос, глаза, рот, пуп (и даже щитовидная железа - если его научить, разумеется); петь понравившиеся ему песни; подпрыгивать на месте и недолго стоять на одной ноге; отличать свои игрушки от чужих; одевать шапку, носки и рукавицы... Он может уметь в десятки раз больше - если, повторимся, его этому научить. Так что не теряйте времени, уважаемые мамы и папы - таких благодарных учеников и соратников по играм, какими могут быть Ваши двухлетние дети, Вам не найти при всем желании:)
Удачи Вам и Вашим малышам!